Вот случилось так, пришлось поставить машинку на обочине ночью. Ну габариты включим — чем черт не шутит. Но нерационально жечь столько света, в том числе подсветка ПП и торпеды. Вот хорошо на иномарках — для этого есть стояночный свет: выключил зажигание, дернул поворотник, например влево — загорелись только левые габариты. Две лампочки и ничего более. АКБ дольше поработает. Но не забываем, что наша машина, в том числе и ее проводка, копировалась с иномарки, и не лишена некоторых рудиментов, функционал которых возможно восстановить, в том числе и описанная возможность. Вся информация с сайта www.bestcar.su
Принципиальная схема Посмотрим на схему габаритного освещения 2141 (рис.1). Мы видим, что цепи правого и левого бортов развязаны. Это реализовано в штатном блоке реле и предохранителей (ЧЯ) мод.17х.3722-01, который стоит в 2141. Однако вне ЧЯ они объединены.
Рис. 1 — Штатная схема соединений ЗЗ и габаритного освещения. 11 — выключатель света фар; 12 — выключатель габаритного освещения; 40 — штатный ЗЗ
Кроме того, замок зажигания (ЗЗ) имеет вывод «Р» (parking) напряжение на котором присутствует только в положении III «стоянка» Штатно в М-2141 стоят 2108 подрулевые переключатели, которые конструктивно имеют дополнительною группу контактов — выводы «58R», «58L» и «P». Однако на последних моделях их стали урезать за ненадобностью. Единственное узкое место — это выключатель габаритного освещения. Он не предназначен для работы с разделением линий правого и левого бортов. Для восстановления функции необходимо проложить три недостающих провода и добавить реле в цепь штатного выключателя габаритного освещения, либо заменить его и выключатель света на поворотный (как в иномарках).
Ниже представлена доработанная схема для штатной консоли 2141.
Рис. 2 — Доработанная схема. 11а — дополнительное развязывающее реле; 56b — дополнительная группа контактов подрулевого переключателя указателей поворота
В ней добавлены реле (11а) и вторая секция переключателя поворотов (56б) и произведена необходимая перекоммутация цепей. Если подрулевой переключатель сигнала поворота упрощенный (отсутствуют выводы контактной группы 58), его необходимо доработать. Доработка заключается в установке недостающей контактной группы из аналогичного переключателя — в корпусе имеются все необходимые отверстия и пазы. На схеме он обозначен 56б. В качестве развязывающего реле можно применить двухполюсное реле РЭС-6.
Однако более удобным вариантом я считаю установку поворотного переключателя (рис. 3) которым свет включается последовательно: Выкл/Габариты/Фары (можно добавить положение «противотуманные фары», но я предпочитаю отдельное их включение).
Рис. 3 — Подключение поворотного переключателя
В данном варианте исключены выключатели габаритного освещения и света фар (поз. 11, 12), вместо которых используется двухгалетный переключатель ПГК 3П6Н (рис. 4) (на три положения, шесть направлений), в котором задействованы четыре направления, но подойдет любой аналогичный. Так же нет необходимости в дополнительном реле. Размес-тить выключатель можно слева от рулевой колонки вместо заглушки гидрокорректора фар. Для более мягкого переключения и уменьшения громкости щелчков ПГК (ПГГ мягче) одну из двух пружинных лепестков переключателя можно удалить. И переключатель лучше использовать с безразрывным переключением, тогда в момент переключения из положения «габариты» в положение «свет» (и обратно) габариты не будут гаснуть.
Рис. 4 — Галетные переключатели ПГГ и ПГК (3—5 галет)
Для тех, у кого установлена консоль Opel Vectra A. Как и в предыдущем варианте переключатель устанавливается вместо выключателей (поз.10 и 11). Но у него одно отличие — все четыре направления переключателя объединены по общим выводам, т.е. при выключенном зажигании фары будут гореть вместе с габаритами (как и в Opel). Для восстановления нашей функции выключения света фар нужно ввести дополнительное реле (поз. 11а).
Рис. 5 — Выключатель Opel Vectra A. 11а — дополнительное реле
У меня в качестве дополнительного реле использовалось РЭС-10, однако при случайном КЗ в цепи фар выяснилось, что контактная группа реле сгорев, защитила собой предохранитель :), после чего было установлено штатное 4-х контактное реле.
Процесс модернизации Перед всем этим нужно отключить АКБ. Либо выключить габариты и зажигание, а ламель «Р» в замок зажигания включать в последнюю очередь. Берем провод (40—50см) с двумя широкими ламельками (линия «P»). Вставляем одну в колодку замка зажигания, в пустое гнездо, которое напротив желтого провода ЗЗ (на нем +12 при выключенном зажигании). Вторую потом вставим в пустующее гнездо «Р» колодки подрулевика. Готовим два провода каждый длиной из расчета: ЧЯ (узкая ламель) подрулевик (широкая ламель) выключатель света (широкая ламель). Это провода линии 58К, 58L. Вынимаем из разъемов ЧЯ ламельки (в скобках цвет провода). Вынимаем Х3:13(оранжевый), вставляем взамен один из двух подготовленных проводов (разумеется узкая ламель). Это ли-ния 58K. Вынимаем Х4:4(оранжевый + белый), вставляем взамен второй. Это линия 58L. Отрезаем от ламельки Х4:13(два белых) вынутые из Х3:13 и Х4:4 концы — они нам ненужны, вместо них уже подключены 58K и 58L. Теперь линия 58R к ЧЯ подключена. Таким образом мы развязали цепи правого (58R), левого (58L) габарита и освещения приборов (58K). Теперь прокладываем наши новые линии 58К и 58L вдоль старого провода (который теперь 58R) в сторону переключателя света и подсоединяем в соответствии со схе-мой в зависимости от выбранного варианта. Все подключено? Теперь подключаем линию «Р» подрулевика в соответствующее гнездо колодки.
Прислал: Алексей СЕРГЕЕВ (AxelS)
|