А вагонные автобусы пробили себе дорогу уже в первые годы после войны. Первенцем в серийном производстве среди наших машин был ЗИС-154. Он имел ту же принципиальную схему, что и автобус «А», — несущий кузов, заднее поперечное располо жение двигателя. Если вы хотите выучиться водить то запишитесь в автошколу сюда: автошколы м. юго-западная.
За городскими автобусами потянулись и между городные. Сейчас автобусные заводы выпускают исключительно вагонные машины.
Опасения насчет охлаждения двигателя, безопас ности водителя и отсутствия прицела не подтвер дились.
Разрешилась и проблема распределения веса, по скольку двигатель устанавливают сзади или под по лом, между осями. Нагрузка на колеса при этом оказывается более равномерной независимо от числа пассажиров в кузове.
Конструкторы все чаще обращаются и к схеме с двумя передними осями. Проведенное в Англии в 1965 году сравнение различных автобусов показа ло, что такая схема наилучшая. В новейшем образце английского автобуса с двумя передними осями при менены маленькие колеса, и пол в кузове получился ровный, низкий.
Не исключена и установка шин разных размеров на передние и задние колеса, вполне допустимая при теперешних долговечных, особенно бескамерных, шинах. Да и вообще для автобуса запасное колесо не обязательно. Все равно одному водителю с ним не справиться — оно слишком тяжелое, — и на по мощь при смене колеса прибывает из парка тех ничка.
Вот как бывает, когда принципиально новая кон струкция дает ощутимый экономический эффект. Как ни старались скептики, оппоненты и критики помешать развитию новой схемы (и даже добились временного успеха), она доказала свое право на существование. И конструкторы нашли способы свести к минимуму или вовсе устранить недостат ки, которые, как мы уже знаем, есть у всякой ма шины.
Конструкторам автобусов легче, чем конструкто рам легковых автомобилей. По крайней мере, обсуж дая автобус, не спорят или почти не спорят о вку сах. Автобус — такая машина, которую никак не отнесешь к предметам роскоши, как это было в свое время с легковыми автомобилями, или к предметам индивидуального пользования, каковыми легковые машины в действительности являются.