Работа всех механизмов мотоциклетного двигателя сопровождается взаимным перемещением — скольжением поверхностей деталей. Поршень с поршневыми кольцами скользит по зеркалу цилиндра, поршневой палец — по втулке малой головки шатуна и внутренней поверхности отверстий бобышек поршня, кулачок — по тарелке толкателя, зубья шестерен — один по другому и т. д.
При скольжении двух твердых тел одного относительно другого на их трущихся поверхностях возникает сила, сопротивляющаяся движению — сила трения, обозначаемая Т.
Согласно этой формуле, сила трения не зависит от размеров трущихся поверхностей и удельного давления. Это справедливо только при скоростях ниже 5 м/сек и удельных давлениях менее 50 кг/см2. Коэффициент трения для чугуна по чугуну равен 0,15—0,22, а для стали по бронзе 0,15—0,24.
Если поверхности трущихся деталей полностью отделены друг от друга слоем смазочного масла, то трение называется жидкостным. Жидкостное трение имеет место в подшипниках скольжения больших головок шатунов, которые смазываются под давлением, при установившемся режиме.
Как видно из формулы, сила жидкостного трения не зависит от нагрузки Р. Однако, чтобы сделать эту формулу подобной формуле для сухого трения, введем в правую ее часть нагрузку Р тогда для подшипников скольжения, работающих со смазкой под давлением, находится в пределах от 0,002 до 0,008, т. е. примерно в 30 раз меньше, чем для сухого трения.
Большинство деталей двигателя работают при граничном или полусухом трении.
Граничное трение происходит между поверхностями, разделенными очень тонкой пленкой масла, прилипшей (адсорбированной) к трущимся поверхностям, например между стержнем клапана и направляющей втулкой. Полусухое трение получается, когда слой масла очень тонкий и не препятствует соприкосновению выступов трущихся поверхностей.
Полусухое трение имеет место между поршневым пальцем и втулкой, зубьями шестерен, поршневыми кольцами и цилиндром, между поверхностями шатунных подшипников скольжения во время пуска двигателя. При дальнейшей работ - подшипника скольжения масляный клин, образованный в зазоре между цапфой и вкладышем, вытесняет цапфу и появляется слой масла, отделяющий цапфу от вкладыша.
В шариковых и роликовых подшипниках, где рабочие тела не скользят друг по другу, а перекатываются, также возникает сила сопротивления перекатыванию, обусловленная тем, что ролик или шарик, катящийся по поверхности кольца, сминает ее и деформируется сам. В результате этого площадь соприкосновения представляет собой не линию или точку, как в теоретическом случае, а прямоугольник или круг. Для перекатывания требуется некоторый момент.
Знание структуры авто, помогает настроить авто на нужный лад.
Техосмотры на карте метро - это также возможность заблаговременно озаботится функционированием авто. Зная места ТО, можно оперативно и своевременно провести диагностику и оптимизировать работу вашего транспортного средства. Техосмотры - это гарантия вашей безопасности на дороге, а также возможность продлить работу вашей машины.