К карданной передаче автомобиля предъявляются следующие основные требования:
1) передача крутящего момента при заданных пределах изменения угла между валами без возбуждения дополнительных нагрузок в трансмиссии;
2) высокий к. п. д.;
3) малый износ, простота и надежность конструкции.
Работа карданной передачи сопровождается обычно появлением дополнительных нагрузок, вызванных прежде всего неравномерным вращением ведомого (карданного) вала. Угловые ускорения, обусловленные наличием карданной передачи, могут вызвать значительные колебания кручения и повышенные напряжения в валах и зубьях шестерен.
Высокий к. п. д. карданной передачи имеет особое значение в многоосных автомобилях вследствие большого числа карданных шарниров. Например в трехосном автомобиле с зависимой подвеской типа подвески автомобиля ЗИЛ 157 число карданных шарниров достигает.
Требования, предъявляемые в отношении малого износа, простоты и надежности конструкции, связаны с затратами времени на техническое обслуживание и особенно существенны при многоосных автомобилях. Так, в трехосном автомобиле типа 6 X 6 с зависимой подвеской число точек смазки в карданных передачах достигает 20.
Взаимное положение валов, соединяемых карданной передачей, и угол между ними существенно влияют на конструкцию и условия работы карданной передачи.
Угол между валами зависит в основном от того, какие механизмы соединяет карданная передача. Если карданная передача связывает механизмы, укрепленные на раме, например, коробку передач и раздаточную коробку, то наклон связывающего их карданного вала не превосходит 3 – 5°. Когда карданная передача соединяет коробку передач (раздаточную коробку) с главной передачей или главную передачу с ведущими неуправляемыми колесами (при независимой подвеске), наклон карданного вала может достигать 12 – 15°. Наибольший угол между валами, достигающий 25 – 30°, соответствует тому случаю, когда карданная передача используется для передачи крутящего момента ведущему управляемому колесу.
Рассмотрим составные элементы карданной передачи: шарниры (карданы) и валы.
По допустимой величине угла между валами у различают полукарданы и полные карданы.
По кинематическому признаку полные карданы делятся на карданы неравных и равных угловых скоростей.
Рассмотрим карданы основных типов.