Различают две схемы циркуляционной системы смазки: а) без отдельного масляного бака с одним масляным насосом и б) с отдельным масляным баком и двойным масляным насосом.
По первой схеме устроена система смазки двигателей М-72 и БМВ. В этих двигателях резервуаром для масла служит нижняя часть картера (поддон). Масляный насос забирает масло из поддона и подает его к трущимся деталям. Движущиеся с большой скоростью детали (главным образом шатуны) разбрызгивают масло, которое образует в картере масляный туман. Смазав все трущиеся детали, масло стекает в поддон, откуда снова забирается масляным насосом.
В двигателях, у которых система смазки устроена по второй схеме, масло подается в двигатель масляным насосом из масляного бака. Стекающее в нижнюю часть картера масло забирается другим масляным насосом, который гонит его обратно в масляный бак. Ввиду того, что в картере таких двигателей масло не скопляется в большом количестве, эту схему иногда называют системой смазки с сухим картером. Оба масляных насоса выполнены в одном корпусе и образуют две секции — нагнетательную и откачивающую.
Во время работы двигателя в него проникает пыль, попадающая в масло; трущиеся детали изнашиваются, и частицы металла остаются в масле; кроме того, масло, смазывая горячие детали, нагревается, меняет свой состав, и из него выделяются смолы. Все эти примеси очень вредно отражаются на двигателе, увеличивая его износ. Возникает необходимость в очистке масла.
В мотоциклетных двигателях применяют два вида масляных фильтров: грубой очистки, в виде металлических сеток или войлочных фильтрующих элементов, и тонкой очистки, основанные на использовании центробежной силы.
Принцип работы центробежного масляного фильтра следующий. Масло поступает в коленчатый вал по каналам 6 и попадает в камеру 4 кривошипного пальца. Отсюда чистое масло по радиальным каналам 5 под давлением, создаваемым масляным насосом поступает к шатунному подшипнику.
Масло, поступая в камеру 4, во-первых, теряет свою скорость вследствие резкого увеличения сечения канала и, во-вторых, начинает вращаться вокруг оси коленчатого вала вместе с кривошипным пальцем. В частицах масла и примесей возникает центробежная сила, зависящая от веса частиц и скорости их вращения. В более .тяжелых частицах примесей возникает большая центробежная сила, отбрасывающая их в часть камеры 4, наиболее удаленную от оси коленчатого вала, а чистое масло проходит через каналы 5.
Такой способ очистки масла наиболее эффективен; он значительно увеличивает срок службы двигателей.
В настоящее время получает распространение центробежная очистка масла в специальном механизме—центрифуге, которая вращается быстрее коленчатого вала, вследствие чего масло очищается еще лучше.