В зависимости от конструкции насоса износу подвержены различные поверхности его деталей. В соответствии с этим ремонт насоса, который можно выполнить, не прибегая к замене узлов и деталей насоса, также будет различен для разных конструкций. Рассмотрим более подробно способы их ремонта.
У насосов с шестернями наружного зацепления изнашиваются зубья и торцы шестерен, поверхности корпуса и крышки насоса, соприкасающиеся с шестернями, а также ведущий валик и его отверстие в корпусе. Наиболее подвержены износу торцы шестерен и корпуса. Возникающий повышенный торцевой зазор снижает давление и подачу масла, особенно при малой частоте вращения. На торцах шестерен обычно возникают круговые борозды. Если они не слишком глубоки, торцы могут быть притерты на плите с абразивной пастой. Если глубина повреждений велика, торец можно проточить, установив шестерню на оправку или зажав в патроне токарного станка. При этом необходимо выставить торец по индикатору с точностью 0,01 мм. Лучшее качество дает шлифование торцов шестерен.
Аналогичные повреждения корпуса следует устранять в зависимости от конструкции насоса. Убрать риски с торцевой поверхности внутри корпуса, как правило, достаточно трудно, однако на крышке это сделать несложно. При этом следует помнить, что алюминиевую крышку нельзя притирать на плите, используя пасту. Абразивные частицы, внедряясь в мягкий материал, в дальнейшем могут вызвать ускоренный износ шестерен. Поэтому для таких конструкций лучше использовать фрезерование. Притирание с абразивной пастой вполне допустимо, если крышка выполнена из стали, стойкой к шаржированию.
Увеличенный за счет износа торцевой зазор шестерен легко устраняется притиранием плоскости корпуса на плите. Ни в коем случае нельзя использовать для этого шкурку - плоскость будет искривлена и испорчена. При обработке плоскости следует стремиться к зазору порядка 0,05 мм. Однако не стоит подгонять детали слишком плотно. Например, алюминиевый корпус при низкой температуре уменьшится в размерах значительно сильнее, чем чугунные или стальные шестерни. Если зазор исчезнет, возможны задиры и заклинивание шестерен насоса в корпусе при запуске двигателя, грозящие еще более серьезными поломками деталей самого насоса и его привода.