Что повреждено? Это было в тот момент единственное, что меня интересовало, Мелькнула утешительная даже мысль, что, во всяком случае, машина подверглась неожиданному серьезному испы танию: маленькие шины выдержали страшный удар, но остались невредимыми; каркас Костиной фермы был перекошен, но трещин не появилось; лопнул ко жух главной передачи, и вытекло масло, но все под вижные части трансмиссии были целы.
Намного позже возникали вопросы: какие выводы нужно сделать из происшедшего? Случайно или не случайно все это произошло?
Может быть, другой на моем месте сделал бы правильные выводы, начал бы докапываться до истин ных причин аварии. Но это практически значило бы забросить собственную работу но «Тринадцатому». Положение осложнялось еще и тем, что полезность самого «Тринадцатого» не была бесспорной и для многих доброжелательных к нам людей. Не всякий мог толком разобраться, кто же в действительности злоумышленник — виновники аварии или авторы «Тринадцатого». Невиновность последних мог убеди тельно доказать только сам «Тринадцатый». Но для этого его нужно было скорее закончить и испы тать, а для роли следователя не оставалось времени.
Торжественное подведение итогов года не состоя лось. О премии нечего и говорить, нас она, естествен но, не коснулась. Поговаривали, что это мы вызвали аварию, убедившись в своих ошибках. Все же нет худа без добра. Свалившиеся на нашу лабораторию беды, как это принято писать, сплотили коллектив и отчетливо изолировали «недовольных». Настолько от четливо, что мне не потребовалось ломать голову над тем, под каким предлогом уволить сотрудников, ко торые мешают работать или по крайней мере не хотят активно и добросовестно содействовать работе. Недо вольные дружно (если это слово к ним применимо) подали заявления об уходе из института, мотивируя свой уход бесперспективностью лаборатории. И хотя позднее нас, бывало, упрекали в разбазаривании цен ных специалистов, работать стало легче.
На устранение последствий аварии ушло три меся ца. За это время к «этажерке», уныло стоявшей в це хе, все привыкли и стали считать ее автомобилем, проходящим ремонт. Так что к первому выезду отнес лись уже без волнения. Завели двигатель, я сел за руль и, поискав левой ногой отсутствовавшую педаль сцепления (автоматика!), а рукой — рычаг передач, прибавил газу. «Тринадцатый» медленно и плавно, но с сильным визгом шестерен в трансмиссии, тро нулся с места, выкатился из ворот цеха и совершил несколько кругов по территории института.
Начались регулярные доводочные поездки.
Перед стартом одной из них к «Тринадцатому» приблизился главный инженер завода.
— Найдется место?
Место, конечно, нашлось. Это была благополуч ная поездка. Ничто не ломалось, ничто не отказыва ло. Главный инженер полулежал на заднем диване, оглядывал суровую внутренность кибитки, словно это был роскошный лимузин, задавал деловые вопро сы и в общем, кажется, остался доволен.