Наряду с централизованными источниками снабжения имеются и децентрализованные заготовки, осуществляемые АТП на основе прямых хозяйственных связей с заводами-поставщиками, различными предприятиями и организациями. Как показало обследование АТП Главленавтотранса, удельный вес децентрализованных заготовок довольно велик (по некоторым обследованным АТП он достигал 30 % от общего объема), что свидетельствует о недостатках в распределении потребителям.
Несмотря на наличие нескольких централизованных источников снабжения и агрегатами предприятий Главленавтотранса, наблюдается систематический дефицит по различным позициям номенклатуры, что приводит к большим сверхнормативным простоям автомобилей в ремонте. В то же время на складах АТП имеется значительный объем сверхнормативных запасов и неликвидов по . Это вызвано в большей мере недостатками организации снабжения, в частности, из централизованных источников.
Иллюстрацией сказанному служат данные табл. 1.1, в которой приведены целодневные простои автомобилей Главленавтотранса без и агрегатов, сверхнормативные запасы на складах, а также некоторые другие данные, характеризующие состояние системы снабжения в 1983 г.
Как известно, до 1986 г. функции снабжения автомобильного транспорта к грузовым и легковым автомобилям осуществлялись через товаропроводящую сеть Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства (Госкомсельхозтехники СССР). С 1986 г. эти функции переданы вновь образованному Госагропрому СССР.
В деятельности Госкомсельхозтехники по обеспечению автомобильного транспорта имелись недостатки, которые снижали эффективность снабжения. Поэтому представляется целесообразным проанализировать эти недостатки, чтобы не допустить их повторения в будущем, что может иметь место при автоматической (без соответствующей корректировки) передаче функций снабжения автотранспорта Госагропрому.
Анализ проведем на примере Главленавтотранса.