В конце XIX века, особенно в 1890-е годы в композиции и облике главного дома городской усадьбы происходят заметные изменения. Уже выполняется обогрев дома. Его объем обретает пластичность, композиция — живописность и асимметрию. На фасаде появляются мощные выступы эркеров и ризадитов. Чаще всего такие здания выстроены в русском стиле и напоминают своим теремным строением древние палаты с их живописностью, подчеркнутой самостоятельными и непохожими одно на другое завершениями отдельных объемов и крышами разной формы и величины. Однако, несмотря на живописность, композиция дома не теряет фронтальности. Фасад здания развернут вдоль улицы (особняк Игумнова на Б. Якиманке в Москве, Н.И. Поздеев, 1893 г.). Мир усадьбы и мир улицы самостоятельны по отношению друг к другу и не предполагают взаимодействия уличного пространства с внутридворовым.
Изменения в самом общем виде сводятся к следующему. Меняется конфигурация плана и форма объема особняка. Из вытянутого вдоль улицы прямоугольного в плане параллелепипеда он превращается в кубовидный. Компактность и кубовидность придают зданию пластичность. Оно воспринимается как скульптурный организм, в отличие от особняка XIX столетия, который, даже несмотря на застройку с разрывами, не терял фронтальности. Сохраняется, впервые появившаяся в позднем историзме, многообъемность. Получает распространение прием заглубления особняка внутрь участка. Этим подчеркивается всефасадность особняка, организующего вокруг себя внутреннее пространство владельческого участка. Композиция особняка строится в расчете на круговой обход. Фронтальность и фасадность сменяются живописно-ритмической композицией, представляющей по мере движения разнообразные, постоянно сменяющие друг друга картины.
В редких случадх объем здания полностью отодвинут в глубь усадебного парка (особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, Ф.О. Шехтель). Но подавляющее большинство московских особняков начада XX века расположены таким образом, что они и заглублены во двор и одновременно выходят на красную линию улицы объемом выступающего вперед крыльца или ризадита (второй случай более редок). В результате особняк не загоривает внутреннего пространства усадьбы, его композицией подчеркивается движение внртрь, в глубь двора. Этому способствует также появление относительно низких оград. Поэтому внутреннее пространство усадебного двора с садом и регулярное пространство улицы вступают в сложное взаимодействие друг с другом. Они не сливаются в единое целое, но каждое из них теряет недавнюю изолированность, образуя сложное соотношение своеобразной непараллельности и неслиянности.