В Германии, чтобы сдать на свалку изношенную машину, ее владелец должен заплатить 300-400 марок, даже если она еще на ходу. Такая система вполне устраивает автомобильные гиганты и гораздо меньше - собственников машин. Но уже бьют тревогу экологи, поскольку «шроты» - пункты сбора автомобильной рухляди - технически маломощны и не способны в максимальном объеме утилизировать собранное.
Поэтому в рамках Европейского сообщества родилась инициатива Дании, Финляндии. Нидерландов, Люксембурга и Австрии - заметьте, стран, где нет своих автопроизводителей, - обязать изготовителей бесплатно принимать вышедшие из строя произведенные ими автомобили и перерабатывать их за свой счет с минимальным вредом для окружающей среды. Перечисленным государствам терять нечего. Италия и Франция после немалого сопротивления тоже согласились с этой идеей. Однако их доля на рынке значительно меньше немецкой.
Понятно, почему Германия столь решительно отвергала эту инициативу. Сроки введения нового порядка уже дважды переносились, и, согласно последней договоренности, новый закон вступит в действие с 2006 года. Пока Германия отбилась. Чтобы любой товар легко можно было идентифицировать, подойдут самоклеющиеся этикетки.
До недавнего времени много подержанных машин уходило в страны Восточной Европы. Сейчас их поток значительно ослабел. Но старье накапливается, и после вступления в Евросоюз Чехии и Польши на их территории будут действовать предписания ЕС. Отсюда пойдут на бесплатную переработку в Германию многие десятки тысяч автомобилей. Перспектива для автопроизводителей отнюдь не радужная, но и не безнадежная. Немецкие концерны уже сейчас планируют увеличить продажную цену своих машин в счет будущих издержек на переработку. Словом, в итоге придется расплачиваться нам, потребителям.