Основной недостаток червячных главных передач по сравнению с зубчатыми является:
а) меньший к. п. д.;
б) большая стоимость изготовления.
Основными причинами уменьшения к. п. д. червячных передач по сравнению с зубчатыми являются:
а) наличие дополнительных потерь, связанных с продольным скольжением зубьев чёрвяка относительно зубьев червячного колеса;
б) менее благоприятный для образования масляного клина характер относительного скольжения зубьев червяка и червячного колеса.
Для уменьшения коэффициента трения всегда стремятся создать такие условия скольжения, при которых между трущимися поверхностями появляется масляный клин, препятствующий их непосредственному контакту. При взаимном скольжении криволинейных поверхностей наиболее благоприятные условия для создания масляного клина возникают в том случае, когда скорость скольжения перпендикулярна общей касательной к скользящим поверхностям.
В зубчатых передачах, имеющих только профильное скольжение, скорость скольжения перпендикулярна к касательной, и условия образования масляного клина наиболее благоприятны. У червячных передач относительная скорость скольжения во многих точках контакта направлена под весьма малым углом к касательной, и поэтому условия образования масляного клина неблагоприятны.
Таким, образом, при равных условиях к. п. д. червячных передач всегда ниже к. п. д. зубчатых передач.
В настоящее время созданы червячные передачи, имеющие к. п. д., близкий к к. п. д. зубчатых передач. Однако для получения такого к. п. д. оказалось необходимым:
а) применение высококачественных оловянистых бронз (11 – 14 % олова) для зубчатого венца червячного колеса;
б) тщательное изготовление и обработка поверхности (шлифование и полирование) червяка;
в) применение червячных зацеплений с большим углом подъема винтовой линии червяка.