Крутящий момент двигателя в диапазоне рабочих чисел оборотов изменяется незначительно (примерно на 25% при полней открытии дроссельного золотника). Однако при движении мотоцикла для преодоления сопротивления движению в различных дорожных условиях требуется значительное изменение тяговой силы на ведущем колесе мотоцикла (примерно в 3—4 раза). Поэтому необходимо изменять крутящий момент (тяговую силу) на ведущем колесе мотоцикла при неизменном (или почти неизменном) крутящем моменте двигателя. Для этого служит коробка передач, в которой при помощи нескольких пар шестерен, включаемых попеременно, изменяют передаточное число между двигателем и ведущим колесом мотоцикла. Кроме этого, коробка передач позволяет отъединить двигатель от силовой передачи, что необходимо при пуске двигателя и движении накатом.
На мотоциклах высокой проходимости коробки передач используют также для изменения направления вращения ведущих колес (задний ход).
Соблюдение этих условий позволит технике работать слаженно. Согласно car-theme.ru на всех мотоциклах, за исключением гоночных и мотовелосипедов, в коробке передач размещен механизм пуска двигателя.На всех современных мотоциклах, как правило, применяют ступенчатые коробки передач с принудительным управлением (ножным, ручным или комбинированным).
Коробки передач мотоциклов классифицируют:
а) по числу ступеней;
б) по типу силовой передачи;
в) по наличию или отсутствию прямой передачи.
Число ступеней. Для улучшения движения мотоцикла в различных дорожных условиях желательно иметь возможно больше ступеней в коробке передач. Однако поэтому значительно усложняется конструкция коробки передач, механизма управления ею и увеличивается вес мотоцикла. Вследствие этого на легких дорожных мотоциклах с рабочим объемом двигателя до 150 см3 в большинстве случаев применяют трехступенчатые коробки передач, а на остальных типах дорожных мотоциклов — четырехступенчатые коробки передач.
В отличие от дорожных мотоциклов, на легких гоночных мотоциклах с рабочим объемом двигателя 125 и 250 см3 в ряде случаев устанавливают шестиступенчатые коробки передач. На мотоциклах с рабочим объемом двигателя 250 и 500 см3 широко применяют пятиступенчатые коробки передач.
Применение многоступенчатых коробок передач на гоночных мотоциклах, предназначенных для шоссейно-кольцевых соревнований, объясняется следующими соображениями:
Двигатели гоночных мотоциклов с большим числом оборотов коленчатого вала имеют относительно узкий диапазон рабочих чисел оборотов, поэтому для обеспечения работы двигателя в требуемом диапазоне чисел оборотов необходимо увеличить количество ступеней коробки передач