Нижняя часть индикаторной диаграммы изображает процессы выпуска и впуска четырехтактного двигателя.
Ввиду того что выпускные клапан, трубопровод, а также глушитель создают сопротивление выходящим отработавшим газом, давление в цилиндре в процессе выпуска остается выше атмосферного. Таким образом, давление конца выпуска и начала впуска давление наружного воздуха перед карбюратором.
Во время впуска, т. е. от точки г до точки а горючая смесь, имеющая температуру и давление наружного воздуха, заполняет увеличивающийся при движении поршня к н. м. т., объем цилиндра. Смесь на пути от карбюратора к цилиндру испытывает гидравлические сопротивления, вызываемые изгибами впускного канала, трением смеси о стенки канала, сужениями в диффузоре карбюратора и в проходном сечении впускного клапана.
Числу оборотов двигателя и обратно пропорциональна площади проходного сечения впускного клапана.
Свежая горючая смесь, соприкасаясь с нагретыми стенками цилиндра, головки цилиндра и днища поршня, нагревается, и ее плотность уменьшается. В конце выпуска объем Vс камеры сгорания заполнен горячими отработавшими или остаточными газами, имеющими значительную температуру и повышенное давление рг.
Пониженное давление ра, уменьшение плотности смеси и влияние остаточных газов приводят к тому, что действительный вес поступившей в цилиндр смеси, уменьшается по сравнению с весом смеси, которая могла бы поместиться в рабочем объеме Vh при давлении р0 и температуре Т0, соответствующим давлению и температуре перед карбюратором.
Для оценки степени наполнения цилиндра служит коэффициент наполнения, равный отношению действительного количества горючей смеси, поступившей в цилиндр, к тому ее количеству.
Таким образом, коэффициент остаточных газов обратно пропорционален коэффициенту наполнения, т. е. чем больше в цилиндре имеется остаточных газов, тем меньше свежей горючей смеси может в него поступать.
При расчете параметров впуска двухтактного двигателя считают, что степень є сжатия в этом случае относится к полезной части хода поршня, равной ходу поршня за вычетом высоты выпускных окон. Коэффициент i\v наполнения также относится к полезной части хода поршня.
Мощность двигателя тем выше, чем больше горючей смеси поступает в цилиндр, химическая энергия которой при сгорании превращается в механическую энергию. Таким образом, от величины коэффициента наполнения непосредственно зависит мощность двигателя.