Масла для двигателей получают путем перегонки мазута, оставшегося после извлечения из нефти бензина, керосина и дизельного топлива. Полученные перегонкой масла подвергают очистке от смол и других вредных примесей. При очистке серной кислотой получают масла кислотной (сернокислотной) очистки; при очистке особым растворителем — фурфуролом — получают масла селективной очистки, качество которых несколько выше,
Далее содержатся основные марки масел, выпускаемых отечественной нефтеперерабатывающей промышленностью. Ею следует пользоваться для выбора марки масла в зависимости от модели двигателя и времени года. Значение условных обозначений масел, приведенных в таблице, следующее. Первая прописная (заглавная) буква марки определяет назначение масла: А — для автомобилей и тракторов, снабженных карбюраторными двигателями; Д — для автомобилей с дизельными двигателями. Вторая прописная буква характеризует способ очистки масла: К — масло кислотной очистки, С — селективной очистки. Прописная буква 3 означает, что вязкость масла повышена путем загущения присадкой. Строчная буква «п» указывает на то, что масло содержит комплексную присадку. Цифры после буквенного обозначения показывают предельную вязкость масла в сантистоксах при 100°. Например обозначение марки АКЗп-10 расшифровывается так: масло для карбюраторных двигателей автомобилей и тракторов, кислотной очистки, загущенное, с присадкой; вязкость масла при 100°—не менее 10.
Величина вязкости масла является основным показателем его пригодности для смазки двигателей.
Масло, имеющее слишком малую вязкость, не может образовывать прочную масляную пленку на поверхностях трущихся деталей. При увеличении нагрузки такая пленка легко нарушается, детали начинают работать в условиях полусухого или даже сухого трения, что неизбежно сопровождается увеличением их износа. Однако применение чрезмерно вязких масел тоже нежелательно, так как при этом не только возрастают износы двигателей, но и снижается их полезная мощность. Это объясняется тем, что слишком вязкое масло с трудом прокачивается через маслопроводы, плохо разбрызгивается и не может попасть через нормальные зазоры к трущимся поверхностям. Кроме того, на перемешивание и подачу густого масла приходится затрачивать часть мощности двигателя.