Пять лет назад ныне покойный заместитель Государственного прокурора СССР В. Найденов назвал цифру, потрясшую воображение: от хищения топлива государство ежегодно теряет по весьма приблизительным подсчетам от 2,5 до 3 миллиардов рублей. В то время как вся выручка от продажи топлива владельцам личного транспорта составляет лишь около двух миллиардов! Если учесть тот факт, что за минувшие пять лет преступность расцвела махровым цветом, трудно предположить, что бензина стали красть меньше.
Более чем очевидно: никакими запретительными мерами пока справиться с этим злом не удастся. И чем сложнее и запутаннее система, тем вольготнее чувствуют себя в ней всякие ловкачи и жулики. Бензин крадут беспардонно и повсеместно десятками способов. Поймать за руку мошенников почти невозможно: сделка совершается один на один, в заранее облюбованном укромном местечке. Очень популярен отпуск топлива "частникам" через государственные колонки за наличные деньги. Рискованно - да, но под покровом ночи лечение фобий сходит с рук.
Повсеместно практикуется пересортица, когда в емкостях на АЗС смешиваются разные сорта, а продается этот "коктейль" под видом дорогого АИ-93. Способ надежный: в стране до сих пор нет прибора (именно прибора, а не установки), с помощью которого можно было бы быстро проверить октановое число топ- лива. А когда владелец "Жигулей" убеждается по характеру работы двигателя, что дело не чисто, спросить уже не с кого. Трудно сказать, сколько сотен или тысяч двигателей было загублено таким образом, и никто за это не ответил.