Основными частями сцепления (рис. 1.1) являются:
• ведущий диск сцепления (1);
• ведомый диск сцепления (8);
• маховик двигателя (13);
• ремни стомил;
• механизм выключения сцепления.
Ведущий диск сцепления (1) в сборе, именуемый часто «корзиной» сцепления, состоит из кожуха сцепления (2), соединенного с нажимным диском (3) с помощью тангенциальных пластинчатых пружин (5), представляющих собой упругие стальные пластины. Между кожухом сцепления (2) и нажимным диском (3) расположена нажимная диафрагменная пружина (4), установленная на двух опорных кольцах (6).
Ведомый диск сцепления (8) состоит из ступицы ведомого диска (12), соединенной заклепками (23) с сегментами (22) упругой основы ведомого диска, на которые с двух сторон наклепаны фрикционные накладки сцепления (11). На ведомом диске закреплено несколько демпферов крутильных колебаний (9) с фрикционными элементами (10).
К торцу коленчатого вала (14) с помощью болтов крепится маховик (13), на котором размещается ведущий диск сцепления (1). В торце коленчатого вала размещен передний подшипник (15) первичного вала (17) коробки передач.
В этом состоянии ведомый диск сцепления находится в силовом замыкании с маховиком (за счет усилия прижима от нажимного диска (3), создаваемого нажимной диафрагменной пружиной (4). Иными словами, сцепление включено.
В результате ведомый диск сцепления передает весь крутящий момент двигателя через ступицу (12) на первичный вал коробки передач (17), обеспечивая соединение двигателя и коробки передач.
При нажатии на педаль сцепления срабатывает привод механизма выключения сцепления. Выжимной подшипник (19) воздействует на упорный фланец диафрагменной пружины до тех пор, пока наружный край диафрагменной пружины не перестает оказывать давление на нажимной диск (3) сцепления. Последний в результате отводится от ведомого диска сцепления. Таким образом, исчезает усилие, прижимающее ведомый диск к маховику и нажимному диску сцепления, и передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается.