Опыт боев во время операции “Буря в пустыне" показал, что танки советского производства Т-62, Т-72, массово стоявшие вдоль дорог и демонстрировавшиеся всему миру, как правило оставлялись иракскими экипажами в полной исправности. В то же время бронечасти Национальной гвардии Саддама Хуссейна, обученные советскими танкистами, успешно отразили I натиск броневых клиньев союзников и, в конечном итоге, именно они дали возможность Саддаму Хуссейну объявить себя победителем. Американцы признали превосходство Т-72 над М1АІ (“Абрамс") в маневренном бою.
Во время конфликта в Чечне при взятии Грозного потери в танках объясняются тем, что в современный густозастроенный город бронетехнику вводит, мягко говоря, некомпетентный человек. Первым эту мысль сформулировал генерал П. С. Рыбалко в 1943 г. "В Орле мне все танки пожгут. Лучше я его обойду". И обходили танкисты 3 гв. ТА Киев, Львов, венгерский город, который было легче взять, чем выговорить - с простеньким названием Секешфехервар. Грозный стал четвертым городом-кладбищем танков - после Сталинграда, Будапешта и Берлина. По словам генерала А. Лебедя, Грозный мог быть взят без таких потерь - при наличии обученных штурмовых групп.
Конечно, танки горят. Неуязвимой бронетехники нет. Поэтому модернизация боевых машин сводится, как правило, к усилению защищенности танка: повышению его маневренности, для чего устанавливается новый, более мощный двигатель и трансмиссия. Также производится установка элементов активной брони, новых прицельных систем. При сохранении габаритов корпуса и незначительном увеличении массы это позволяет резко повысить живучесть боевой машины. По оценкам специалистов НАТО, “маневренность танка в бою является одним из основных факторов обеспечения его живучести".
Танковый контракт с Пакистаном - еще одно подтверждение удачности конструкции Т-80УД завода им. Малышева. Танковая симфония в Абу-Даби и пируэты Т-84 на полигоне - доказательство танкового прорыва Украины в десятку стран-экс- портеров вооружения. Западные обозреватели отметили, что единственным танком, прошедшим по пустыне больше тысячи км без замены фильтров, был украинский Т-84 КБ завода им. Малышева прошло большой путь, Т-34 стал не просто танком. Он стал символом, понятием, памятником. Дети и внуки “тридцатьчетверки" не уронили чести танкостроителей.
К сожалению, танкам еще рано уходить в музейные капониры. Да и с капонирами не сложилось - в Украине нет танкового музея, подобного Кубинскому, Латрунскому, Брюссельскому. Надеюсь, пока нет.