Как быть?
Прежде всего было бы целесообразно уравнять в цене два основные сорта бензина: А-76 и АИ-93. Никакого нонсенса тут нет! Специалисты утверждают, что по себестоимости бензины отличий почти не имеют. И еще один довод. Сейчас появилось несколько сортов топлива, имеющих одну цену: А-95, АИ-93, А-92, А-91. Почему бы к ним не добавить еще и А-76?
Поступи мы так, то выбили бы почву из-под ног тех, кто не прочь погреть руки на пересортице, что в какой-то мере охладило бы рвение автолюбителей, переделывающих моторы под А-76. Кстати, переделывающих порою даже не из желания экономить, а потому, что высокосортного топлива в деревнях не видят месяцами.'Это благоприятно, в конечном счете, сказалось бы и на экологии: неэтилированные бензины высших сортов меньше отравляют воздух.
Созрели все предпосылки и для того, чтобы вообще отказаться от талонной системы отпуска топлива, заменив ее продажей за наличный расчет. При условии равенства цен это упростит систему расчета и учета, позволит реально отказаться от огромного числа разного рода учетчиков, повысит материальную заинтересованность водителей в экономии топлива, поможет по- настоящему беречь бензин, а не бумажки. Наконец, при такой системе мы сможем убрать всякие барьеры между АЗС и заправлять любой транспорт на любой колонке без всяких ограничений.
В свое время, когда я был моложе и наивнее, мне казалось совершенно невероятным, чтобы столь очевидные выводы не смогли убедить мудрых и дальновидных руководителей. И я направил записку на эту тему самому Алиеву, который курировал тогда транспортные проблемы в стране. Потом еще дважды я делал то же самое, адресуя свои соображения Воротникову и Рыжкову. Если в первый раз мое послание вообще осталось без ответа, то во второй и третий мне отвечали из Госплана и Госкомцен. Смысл был прозрачен: сами с усами, без вас разберемся. Узнайте где купить цианистый кальций
Мы переходим к рынку. Времена меняются. Так не пора ли прекратить и эту нелепую игру, ставки в которой - миллиарды?..