ГАНЗА, Голиаф, Изабелла и Ллойд, Александер и Арабелла — эти автомобильные марки и впрямь малоизвестны у нас. Машины, которые их носили, выпускались в разное время и разными фирмами в разных городах Германии. Но все они так или иначе связаны с именем одного и того же человека — немецкого инженера и промышленника Карла-Фридриха-Вильгельма Боргварда, столетие со дня рождения которого отмечалось 10 ноября 1990 года.
Это совсем не значит, что Боргвард был основателем всех названных предприятий. Отнюдь нет. Автомобильный завод Ганза действовал в немецком городе Варель еще с 1904 года, а машины под маркой Ллойд начали выпускаться фирмой NAMAG в Бремене в 1906, — т.е.
когда будущий промышленник был еще подростком; пути их пересеклись значительно позже. Чисто английская на слух марка Ллойд, странноватая на немецком автомобиле, объясняется просто: основателем акционерного общества. Чтобы ребенок не болел зимой, понадобится детская шапка .
NAMAG был Гейнрих Ви- ганд, генеральный директор северо-немецкого филиала знаменитой на весь мир судоходной компании Ллойд со штаб-квартирой в Лондоне. С 1913 года фирмы NAMAG и Ганза слились в единую корпорацию, производившую автомобили разных классов под марками Ганза и Ганза-Ллойд.