Сначала мы минуем водохранилища, в которых учились водить яхту. Затем пройдем 90 км по Каналу им. Москвы через шесть шлюзов и, связавшись с дирекцией Канала, будем просить, чтобы перед шлюзами нас ставили в очередь. Рыбинское водохранилище - первое море на нашем пути, мелкое и коварное. Здесь точка окончательного решения. То ли отправляемся на север или северо-запад. То ли на юго-восток, вниз по Волге.
Под северным путешествием имеется в виду целый веер маршрутов. Пейзажи, от которых у иностранных яхтсменов выделяется жадная слюна. Монастыри, утопленные в лесах. Онега с Петрозаводском. Кижами, таинственным местом Бесов нос, где отказывают компасы, шалят GPSbi, а на скалах изображен языческий демон. Ладога с морскими условиями плавания. Белое море и ведущий к нему Беломоро-Балтийский канал. Это Финский залив с заброшенными фортами, в который попадаем из Ладоги. И здесь точно так же, как при прохождении шлюзов, необходима радиостанция, чтобы оповестить крепость о своем приближении. Не то. чтобы Кронштадт до сих пор помнит случившееся в 1954 году нашествие английского флота и с тех пор без предупреждения стреляет по всему, что ходит под парусом, просто Финский залив - пограничная зона.
Можно, напротив, уйти из Рыбинского на Волгу, но тот, кто отправляется вниз по Волге, назад обычно не возвращается. Туда-то идти легко, попутное течение превращает поездку в сплошное удовольствие. Но, если наш двигатель имеет не более 10 л.с., вернуться против течения очень трудно, и, плюнув на все, яхтсмены уходят на Каспий, Черное море, оставляют там суда и в дальнейшем возвращаются к ним поездом, самолетом. Однако это не сразу. Путешествие по Волге может растянуться на несколько лет. В первый отпуск доходим до Нижнего и оставляем там лодку. На следующий год спускаемся до Казани, еще месяцев через 10-12 до Самары - такими перебежками мы обеспечим себя путешествиями на несколько лет.