Системы полностью автоматического управления механической трансмиссией грузовых автомобилей, которые без какого-либо участия водителя, но с учетом условий движения автомобиля, осуществляют переключение коробки передач при одновременном воздействии на топливоподачу двигателя и режим работы сцепления, не получили широкого промышленного применения. В последние годы все большее распространение получают автоматизированные системы управления механическими трансмиссиями, которые формируют двухэтапный процесс переключения передач. Во время первого этапа система управления автоматически, т. е. без участия водителя, а только на основании сигналов, поступающих к электронному блоку системы от ее датчиков, выполняет все подготовительные операции, требуемые для последующего переключения передач. О завершении этих подготовительных операций система управления информирует водителя (обычно с помощью сигналов на дисплее). Но и после окончания первого этапа команда на выполнение переключения еще не выдается, в связи с чем режим движения автомобиля не изменяется. Чтобы обеспечить защиту двигателя при максимальной нагрузке необходимо использовать масла и своевременно их менять. На сегодняшний день здесь ведущим производителем автомасел является Кастрол. Они применяются как для бензиновых, так и дизельных двигателей. Автомасла Кастрол обеспечивают максимальную эффективность работы двигателя и защиту двигателя даже при низких температурах.
Второй этап действия системы начинается лишь после того, как водитель дает разрешение на переключение передач, подготовленное в первом этапе. Для выработки такой разрешающей команды в составе системы управления используется электрический выключатель, приводимый, например, от педали сцепления или какого-либо другого управляющего устройства, на которое воздействует водитель.
Такой принцип управления реализован в уже серийно выпускаемой автоматизированной механической трансмиссии с системой управления типа "CAG", которой оборудуются грузовые автомобили и автобусы, производимые фирмой "Сканиа" (Швеция).
Таким образом, технические решения, на базе которых создаются системы управления механическими трансмиссиями легковых и грузовых автомобилей, в ряде случаев могут быть существенно различными. Но несмотря на это, общим для тех и других современных систем является их создание на основе применения микропроцессорных устройств, позволяющих оптимизировать процесс управления трансмиссией с учетом многих факторов, т. е. создавать для них многопараметрические системы оптимального управления.