Непосредственно за радиатором в целях большего охлаждения воды устанавливается вентилятор.
Вентилятор осью 2 установлен на кронштейне 1 впереди последнего, где зажимается двумя шайбами и гайкой; кронштейн прикреплен к верхней половине картера. На оси вентилятора 2 на роликовых подшипниках установлена втулка 3, с которой в одно целое выполнен шкив для вентиляторного ремня 5. К втулке 3 крепится крестовина с крыльями 4, которая получает вращение от шкива, приводимого в действие ременной передачей от шкива, посаженного на конце валика водяного наcoca.
Действие вентилятора основано на том, что при сильном вращении крыльев сзади радиатора создается разреженное пространство, куда мимо трубок радиатора сильной струей устремляется воздух, омывая эти трубочки, и тем самым лучше охлаждает текущую по ним воду.
Нормальная работа вентилятора, а соответственно этому и нормальное охлаждение двигателя зависят от правильного и полного натяжения ремня. Регулировка натяжения ремня производится при помощи регулировочного винта 14, для чего нужно предварительно отпустить гайку 15, крепящую ось вентилятора, которая при этом будет опускаться или подниматься и тем обеспечит необходимое натяжение ремня. Следует избегать слишком сильного натяжения ремня, так как это приводит к ненормальной разработке вентилятора и износу ремня (вытягиванию и уничтожению шероховатой поверхности).
Водяной насос. Установленный в двигателях ЗИС водяной насос — крыльчатый центробежный, расположен в нижней части системы охлаждения и нагнетает воду из радиатора в водяную рубашку цилиндров.