Поставили палатку, обильно поужинали и выпили коньяку за «Мо- то», за Мотовский залив, за себя... Часовой у шлагбаума наблюдал за трапезой, молча сглатывал слюну. Извини, браток, - ты на посту.
Утром начальник, как бы извиняясь, утешал: «Вы не доехали каких-то двадцать километров, так что, считайте, цели достигли». Вовсе нет, Валера, если марафонец упадет за метр до финиша, 42 километров и 194 метров как не бывало - не финишировал. Ну да ладно, тебе понимать не положено. Может, оно и к лучшему, строительство забора из профнастила своими руками.
Напоследок мы с Саней подошли к заливу. Я сунул руку в воду: очень холодна - градуса четыре, не больше. Вспомнил о моряках-подводниках с «Курска»: каково им было в водице Баренцева моря... Содрал с головы бандану, помолчал... На память прихватил камушек с прибойки. И двинули в обратный путь. Все-таки гло- жило: чуток, а не дошли.
Чертовы войны, чертовы военные угрозы, пропади они пропадом! Я на земле, которую меня с молодых ногтей призывают познавать и любить, которую я познаю, люблю и горжусь ею, но не везде меня пускают - под страхом тюрьмы и угрозой оружия. Бред!.. Бред!.. Бред!..
Погода улучшилась, и перевал очистился от облаков. В последний раз оглянулись на так и не достигнутый Рыбачий. С залива на нас строго глянули сторожевой корабль и атомная подводная лодка. За это мы их сфотографировали.
КРАСНЫЕ КАМНИ, БЕЛЫЕ МХИ Другая цель путешествия - устье реки Варзуги на южной стороне Кольского полуострова. Там нет погранзон, и только бездорожье может стать серьёзным препятствием на пути.