■ Очистить направляющие втулки клапанов ветошью, смоченной в бензине. Стержни клапанов лучше всего чистить круглой проволочной щеткой ("ершиком"), зажатой в патроне сверлильного станка или дрели.
Для проверки люфта стержней клапанов отверстиях необходимы нутромер и микрометр.
■ С помощью нутромера измеряю внутренний диаметр направляющей втулки клапана. Полученная величина должна находится в пределах, указанных в технических характеристиках в конце книги Следует учитывать различия в значениях для различных двигателей.
■ С помощью микрометра измерить диаметр стержня клапана в трех местах и проверить полученные величины на соответствие номинальной. Если достигнута граница износа, клапаны или направляющие втулки надо заменить.
■ От величины внутреннего диаметра направляющей втулки отнять величину диаметра стержня клапана. Полученное значение это рабочий люфт стержня клапана во втулке. Он не должен превышать 0,20 мм у всех клапанов, а в двигателях DOHC автомобилей выпуска с 1992 г. - 0,10 мм.
■ Если, люфт можно измерить с помощью индикатора часового типа. Для этого нужно установить штатив индикатора на головку блока цилиндров, приставить ножку индикатора перпендикулярно клапану, сбросить индикатор на ноль и, перемещая стержень клапана, измерить люфт. Автомобиль не заводится - бош сервис cмоленск поможет решить проблему.
Прежде чем заменять направляющую втулку клапана, проверить общее состояние головки блока цилиндров. Головку с мелкими трещинами между седлами клапанов или между седлом клапана и первой ниткой резьбы под свечу зажигания можно эксплуатировать и даже дополнительно шлифовать, но с условием, что длина трещин не превышает 0,5 мм. Кроме такой визуальной проверки нужно проверить уплотнительные поверхности головки цилиндров на плоскостность, как описано далее.